МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
eyeicon версия для слабовидящих

Одним из направлений исследований Лавёровского центра является выяснение причин роста аутоиммунных болезней у северян


В 2023 году сотрудники лаборатории регуляторных механизмов иммунитета Института физиологии природных адаптаций ФИЦКИА УрО РАН приступили к реализации нового проекта, получившего поддержку в виде гранта правительства Архангельской области для молодых учёных региона. Грантовый конкурс, результаты которого стали известны в октябре 2022 года, был посвящён Десятилетию науки и технологий в России. В интервью заведующая лабораторией и руководитель проекта Анна Самодова и аспирант Ксения Верещагина поделились подробностями исследования.


– Ксения Витальевна, расскажите, в чём суть реализуемого проекта?


– В данном проекте планируется установить критерии риска срыва регуляции постоянства внутренней среды человека (гомеостаза), которые приводят к формированию аутоиммунных болезней. Поэтому работа получила соответствующее название: «Разработка и обоснование критериев риска формирования нарушений регуляции гомеостаза по уровню и активности аутоантителообразования».


В качестве анализируемых критериев взяты антитела к двухспиральной ДНК (ds-DNA), нуклеопротеидам (RNP), аутоантител классов IgM/IgG к фосфолипидам (аФЛ к ДНК, РНК), циркулирующих IgG антител к тиреоидной пероксидазе (антител к ТПО), О-стрептолизину. Для обоснования уровней выраженности риска обследуются практически здоровые люди разных возрастов, в разные сезоны года, фотопериоды, в том числе после посещения климатической камеры.


– Анна Васильевна, что означает термин «аутоантителообразование»?


– Среди болезней человека достаточно большое количество патологии связано с образованием антител к своим собственным антигенам. Это и называется аутоантителообразование. Болезни, в основе которых лежит аутоантителообразование, называются аутоиммунными. Их довольно много.


В качестве примера можно назвать ревматизм, аутоиммунный тиреоидит (АИТ), системная красная волчанка (СКВ), гломерулонефрит, болезнь Шегрена и другие. До сих пор нет единой позиции о роли антител в происхождении этих болезней. Есть мнение, что аутоантитела вообще не должны образовываться в организме. Мы считаем, что аутоантителообразование является нормальным физиологическим механизмом регуляции и обусловливает повреждения при повышенных их концентрациях. Иначе, как можно объяснить тот факт, что уровни аутоантител к различным антигенам меняются в зависимости от возраста, состояния здоровья; у нас на Севере от фотопериодики и иономагнитной напряженности. Идея о том, что аутоантитела вырабатываются в норме и концентрация их зависит от содержания межклеточной жидкости в плазме аутоантигенов, разрабатывается и подтверждена в Институте физиологии природных адаптаций ФИЦКИА УрО РАН с 1990 года.




– Анна Васильевна, в этом проекте решаются фундаментальные проблемы науки?


– К фундаментальной области знаний в этом проекте относится выяснение механизмов повреждения, кроме известного антителозависимого лизиса – разрушения клетки, а именно участие неспецифических рецепторных структур, в том числе и сброшенных клеткой (шеддинг).


Особый вопрос касается роли изменения лигандных взаимоотношений и участия их в клеточном лизисе рецепторов и аутоантигенов. Не менее важным является выяснение условий, при которых снимается супрессия (тормоз) аутоантителообразования. Мы предполагаем, что это может быть при дефиците фагоцитоза, а также чрезмерном образовании супрессорных молекул и цитокинов.


– Ксения Витальевна, с чем связан ваш исследовательский интерес к аутоиммунным заболеваниям?


– К сожалению, уровень аутоиммунных заболеваний растет. Чему способствует увеличение числа экологически зависимых иммунодефицитов, а также усугубление самой экологической обстановки: увеличение концентраций во внешней среде трудно окисляемой органики, появление в быту и во внешней среде новых незнакомых человеческому организму веществ с антигенными свойствами (продукты генной инженерии), эволюционные процессы в микромире.


– Вопрос и к руководителю, и к исполнителю проекта. Результаты исследования могут ли иметь значение для разработки лечебных и профилактических мер?


К. В.: – При аутоиммунных болезнях в организме накапливаются значительные концентрации аутоантител и продуктов их разрушительной деятельности, поэтому очень важно обеспечить выведение из организма этих вредных компонентов. В нашем Институте решаются эти проблемы; установлена особая роль трансферрина, гаптоглобина и липидтранспортной системы.


А. С.: – Поскольку в основе аутоиммунных болезней лежит нарушение иммунной регуляции, то наряду с сорбционной терапией, крайне необходимо выяснить характер иммунодефицита и постараться его исправить. Это, прежде всего дефицит фагоцитарной защиты и натуральных киллеров (стимуляция нейтрофилов и макрофагов, а также неподвижных фагоцитов) и средства для этого есть, они нами апробированы и применяются в практической работе.


– Анна Васильевна, какова общественная актуальность проекта?


– Хотелось бы подчеркнуть, что аутоиммунные процессы – это не только патология. Это регуляция репродукции (многие проблемы бесплодия обеспечиваются аутосенсибилизацией), возрастного развития и регенерации (восстановление тканей после повреждения) и мы надеемся, что эти проблемы будем решать в дальнейшем.