Энтомологи Лавёровского центра обнаружили на Кунашире четыре новых для России вида бабочек
28.01.2026
Несмотря на то, что фауна бабочек материковых частей Дальнего Востока России достаточно хорошо изучена, островные территории часто преподносят энтомологам сюрпризы в виде новых для фауны видов. В частности, это показали результаты полевой работы, проведённой на Кунашире учёными Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН летом 2025 года.
Как отметил старший научный сотрудник музея центров биоразнообразия ФИЦКИА УрО РАН Виталий Спицын, за несколько лет работы научной группы на Кунашире было обнаружено 50 новых видов чешуекрылых для фауны острова. А в ходе недавней экспедиции, помимо 27 новых для фауны острова видов бабочек, были собраны экземпляры четырёх новых видов для фауны России: эребида Chibidokuga hypenodes и три представителя подсемейства медведиц Lemyra imparilis, Lemyra infernalis и Cyana hamate. Помимо Кунашира ареалы этих видов охватывают Японию, Китай, Корейский полуостров и некоторые регионы Юго-Восточной Азии.
Как подчёркивает Виталий Спицын, большинство находок не связаны с миграцией видов на Кунашир из-за глобального потепления или способности насекомых совершать дальние перелёты.
– Большинство бабочек, обнаруженных нами видов, всегда жили на Кунашире. Те же медведицы не склонны к дальним перелётам. Просто ранее их не обнаруживали из-за того, что энтомологи работали в основном в приморских биотопах, соответственно, не могли в полной мере изучить лесную фауну. Бабочки – интересная группа с точки зрения избирательности местообитаний и поведения. Допустим, если перед вами маленький однородный участок леса, расположенный на склоне холма, скажем 100 на 100 метров, и вы поставите светоловушку выше по склону, к вам прилетит один спектр видов, а если ниже, то другой. Поэтому, чтобы поймать наибольшее количество видов бабочек, необходимо применять различные методы, – объясняет исследователь.
1.
2. 
Для привлечения внимания активизирующихся в сумерках и ночью бабочек архангельские учёные использовали разные типы УФ-ламп, как дуговые ртутно-вольфрамовые (ДРВ) и дуговые ртутные люминесцентные (ДРЛ) лампы, так и несколько различных типов светодиодных УФ-ламп, которые дают несколько разное свечение. Бабочки реагируют на ультрафиолетовый свет, но волны УФ-излучения, привлекающие разные виды чешуекрылых, могут варьироваться по длине. Важна и мощность источника света: чем ярче свет, тем сильнее он привлекает бабочек. Однако часть видов летит только на тусклый свет, и для их поимки необходимы светодиодные УФ-лампы.
Также архангельские энтомологи использовали приманки, в состав которых входят различные сладкие, забродившие ингредиенты вроде фруктовых соков и уксус. При этом, как подчёркивают учёные, в изготовлении приманок для разных видов бабочек также нужен «индивидуальный подход».
– Кунашир абсолютно уникален для России, поскольку здесь представлена чисто японская фауна. По сути это часть острова Хоккайдо, которая отделилась недавно. Пролив образовался несколько тысяч лет назад, что по меркам эволюции случилось не вчера, а сегодня утром. Поэтому мы можем изучать японскую фауну на нашей территории. Это очень важно, например, для изучения глобальных процессов формирования фаун и начальных этапов видообразования, – резюмирует Виталий Спицын.
На превью: кунаширский экземпляр Cyana hamata, пополнивший фонд Российского музея центров биоразнообразия ФИЦКИА УрО РАН.
На иллюстрациях к тексту: 1) Lemyra imparilis; 2) Lemyra infernalis.