МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
victory
eyeicon версия для слабовидящих

Ученые НЦ традиционной культуры и музейных практик исследуют исторические поселения Каргополья

В 2025 году сотрудники НЦ традиционной культуры и музейных практик начали новую трехлетнюю научную тему, посвященную обследованию с. Ошевенск Каргопольского района Архангельской области. Первый выезд для проведения экспедиционных работ состоялся с 14 по 23 июля с целью комплексного историко-архитектурного и этнографического исследования куста деревень Ошевенской слободы: изучения истории поселения, памятников традиционной архитектуры, сакрального ландшафта Александро-Ошевенского монастыря.

 

2.  3.  4. 

 

Исследование выполняется в рамках государственного задания по научной теме «Русская деревянная архитектура как феномен культурного наследия в аспекте формирования национальной идентичности северных и арктических территорий» (№ гос. рег. 125021902631-6; рук. д. культ. А.Б. Пермиловская).

 

Ошевенская слобода (волость) – одно из старейших поселений Каргополья. Здесь сохранился богатый этнокультурный и сакральный ландшафт, памятники народной архитектуры, сакральные места, традиционная культура. Ошевенск был основан отцом преподобного Александра Ошевенского, богатым белозерским крестьянином Никифором Ошевней в середине XV в.  В настоящее время это так же крупный куст деревень, расположенный по течению рек Чурьеги и Халуя. 

 

Современное сельское историческое поселение представлено деревнями Погост, Ширяиха, Низ, Большой и Малый Халуй, Гарь, а также утраченными – Кукуй, Обрезково, Скребино, Бор, Кривец и др.

 

Господствующая историко-культурная доминанта не только местного сакрального ландшафта, но и всего Каргополья – Успенский Александро-Ошевенский монастырь (1453), расположен на левом берегу р. Чурьеги. Основатель монастыря Александр Ошевенский хотел строить кельи на р. Халуе, однако местные жители прогнали его. Тогда он сказал: «Жить вам у воды, но без воды», и русло местной реки частично ушло под землю. 

 

5.  6.  7.

 

Самая старая постройка монастыря каменный Успенский собор (1707) руинирован, но сохранил высокую колокольню. В д. Погост стоит холодная шатровая Богоявленская церковь с теплым приделом Ионна Богослова (1787). Рядом – деревянная колокольня «восьмерик на четверике», увенчанная шатром. В деревнях близ монастыря сохранилось три часовни: Св. Георгия  со звонницей, в д. Низ (XIX в.), Илии Пророка в Халуе (XVIII–XIX вв.) и каменная Никольская на Погосте (XIX в.). В Ошевенске было много староверов, и существует старообрядческое кладбище около д. Гарь. 

 

Одно из самых примечательных святых мест сакрального ландшафта – камень-следовик Александра Ошевенского с отпечатком стопы преподобного у небольшого Святого озера в окружении священной рощи, близ монастыря. Камень, как и прежде, притягивает к себе паломников и туристов, являет собой неувядающее место почитания. На камне люди оставляют монеты, а на установленных рядом с ним деревянных крестах и ближайших деревцах – вотивные приношения: отрезы материи, элементы одежды.

 

Гражданское зодчество представлено архаичными курными (черными) избами и банями: «…ошевенская округа всегда была своего рода заповедным уголком… здесь сохранялось значительное количество курных, или рудных, изб» (Г.П. Гунн). Крестьянское жилище Ошевенска отличается разнообразием форм и плотницких приемов, применявшихся местными зодчими. Здесь возводились как могучие двухэтажные северные дома-«брусы» на высоком подклете с однорядной связью избы и двора, так и жилища, объединяющие в одном несимметричном срубе большую летнюю избу, сарай и маленькую боковую пристройку – «заднюху» для проживания в холодное зимнее время. Небольшая часть изб сохранила выразительные домовые росписи фитоморфного характера – изображения вазонов с яркими цветами под массивными свесами крыш.

 

8.  9.  10.

 

Село Ошевенск – пример живого культурного и сакрального ландшафта, не утратившего своей естественности под слоем «музеефикации» пространства. Небольшой, даже компактный монастырь продолжает свое существование трудами всего четырех монахов, доброжелательно принимающих туристов. Несмотря на отток молодежи в крупные города, местные жители продолжают сохранять и заботиться о местном наследии, в то же время, ведя работу по его популяризации среди приезжих. Деревянные часовни поддерживаются в чистоте, а в д. Ширяиха существует уютный Гостевой дом с музеем «Каргопольской тетёрки» (традиционное печенье). После ремонта дороги из Каргополя, Ошевенск стал более доступным местом для посещения, что вкупе с богатым историко-культурным наследием наделяет его мощным потенциалом для дальнейшего социально-экономического и туристического развития.

 

Фото А. Герасимовой, А. Усова

 

На снимках:

 

1. Превью новости: на территории Александро-Ошевенского монастыря. Успенская ц. (1707).

2. Богоявленская ц. (1787) с колокольней (ок. 1829) и фрагментом церковной ограды, д. Погост.

3. Отец Александр Треханин у иконостаса летнего храма Богоявленской ц. 

4. Обмеры камня-следовика.

5. Священная роща вблизи Святого озера.

6. М.н.с. Герасимова А.И. со смотрителем Георгиевской часовни Богдановым А.И.

7. Изба с домовой росписью, д. Низ, XIX в.

8. Панорама д. Погост с колокольни Богоявленского комплекса.

9. Место примерного расположения водяной мельницы в д. Погост (Трубицино).

10. Музей Каргопольской тетёрки в гостевом доме д. Ширяиха.