МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
eyeicon версия для слабовидящих

«Гордимся таким земляком!»

В Архангельске прошла Всероссийская конференция с международным участием «III Юдахинские чтения», посвящённая памяти Феликса Николаевича Юдахина (1934 – 2011), учёного-геофизика, геолога, сейсмолога, организатора науки, члена-корреспондента РАН. Феликс Юдахин – один из плеяды крупных учёных, работавших в учреждениях АН Киргизской ССР и приглашённых после распада Советского Союза возрождать академическую науку в Архангельской области вице-президентом РАН Николаем Павловичем Лавёровым (1930 – 2016) (структуры советской Академии наук в годы Великой Отечественной войны были эвакуированы из Архангельска в Коми АССР и продолжили развиваться на территории республики). 


Вместе Н.П. Лавёровым Ф.Н. Юдахин стоял у истоков создания Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики. И сейчас учреждение носит имя академика Лавёрова. В структуру центра входит геобиосферный стационар «Ротковец», построенный на малой родине академика. Ярким финальным аккордом конференции для ряда её участников стало посещение стационара и лавёровских мест. 


                                                                                                                          В память об академике 


Академик Лавёров для Коношского района – что великий Ломоносов для Холмогор. В Климовском сельском поселении всё живёт и дышит Лавёровым. И, к слову, ФИЦКИА УрО РАН в лице стационара является крупнейшим местным налогоплательщиком.

 

     

 

В Коношской средней школе, носящей имя академика, прошли памятные мероприятия. В них приняли участие не только учёные из Москвы и Архангельска, но и известные местные жители, включая замглавы администрации Коношского района по социальным вопросам Татьяну Еропкину; директора школы Ирину Коротяеву; общественника, друга учёного Ивана Притыкина. В школьном музее хранятся личные вещи Николая Павловича, которые были переданы самим академиком и его дочерью Татьяной Лавёровой. В день рождения академика – 12 января – в школе всегда проходит лавёровский урок. Ребята посещают геобиосферный стационар, родовое гнездо Лавёровых в деревне Пожарище, участвуют в лавёровской  конференции «Заявка на успех». 


– Не все из нас лично знали Николая Павловича, но мы очень гордимся таким земляком и бережём память о нём, передаём её новым поколениям, – рассказала директор школы Ирина Коротяева. 


Жизненный путь, пройденный академиком, впечатляет юных коношан. Некоторые из них сознательно выбирают геологию при поступлении в вузы. По словам Татьяны Еропкиной, в этом году в районе 16 выпускников-медалистов, что является локальным рекордом. Вместе с Ириной Коротяевой и директором Лавёровского центра, чл.-корр. РАН Иваном Болотовым Татьяна Еропкина обсудила варианты сотрудничества школы и академического учреждения в Архангельске.

 

      
                                                                                                           

                                                                                                                      Ломоносов нашего времени 


Конечно, много тёплых слов было сказано людьми, которые работали с вице-президентом РАН или общались с ним в Климовском поселении. Общение это было почти ежегодным, поскольку Николай Павлович каждое лето стремился на малую родину. В деревенском доме сохранилась его комната, личные вещи, вещи родителей. 


Масштаб и разносторонность личности учёного можно оценить и по книгам из его библиотеки. Здесь представлены не только геология и сейсмология, но и естественнонаучные энциклопедии, социология, история, демографический анализ, дарственные издания с личными подписями авторов. «Преклоняюсь перед Вашим авторитетом, знаниями. Спасибо за добрые, мудрые советы», – подписал когда-то свою книгу ректор Архангельского государственного технического университета Олег Михайлович Соколов.     


Олег Геннадьевич Реутов, в прежние годы возглавлявший Коношский район, вспомнил, насколько отзывчивым и добрым человеком был Николай Павлович. В Коноше проходили крупные соревнования по пожарно-прикладному спорту. Состязающиеся – сотрудники МЧС – узнали, что академик Лавёров отдыхает в деревне, попросили Реутова организовать встречу. 


– Конечно, я знал, что после московских нагрузок и стрессов Николай Павлович приезжал в Климовское, чтобы отдохнуть в тишине и покое. Я отнекивался, как мог, но – уговорили. А Николай Павлович добродушно ответил: «Конечно, приезжайте». Он рассказывал о технологии тушения сложных пожаров, в том числе газовых скважин атомным взрывом. Ребята-МЧСники, считая себя специалистами, были не на шутку удивлены. Николай Павлович так увлёкся, что встреча затянулась часа на три-четыре, – рассказывает Олег Реутов.

 

      
Директор Ломоносовского фонда, чл.-корр. РАН Константин Лобанов вспоминает высочайший уровень компетентности академика Лавёрова по самому широкому кругу вопросов и его необыкновенное умение и терпение выслушивать людей. Николай Лавёров обладал качествами прирождённого лидера, он занимал множество руководящих постов: был председателем Госкомитета СССР по науке и технике, а на одном из этапов – по нынешним меркам вице-премьером советского правительства. 


На заседании Федерального агентства научных организаций, которое проходило в Архангельске и было посвящено проблемам освоения Арктики, собрались представители всех НИИ, занятых арктическими исследованиями. Появление вице-президента РАН стало неожиданностью. Ему предложили выступить первым, но он предпочёл в течение нескольких часов внимательно слушать  других. И только в финале академик взял слово, разложив по полочкам все представленные концепции и предложив полтора десятка пунктов по всем видам хозяйственной деятельности в Арктике, от ледокольного флота до аграрной сферы. 


К слову, и Ломоносовский фонд тоже был создан Николаем Павловичем. У людей, знающих о вкладе Лавёрова в отечественную науку, непроизвольно  возникает смысловая параллель по поводу двух самородков Архангельской земли: «Лавёров – Ломоносов нашего времени». 

 

     

 


                                                                                                                   Замысел себя оправдал 


Известный в Коношском районе человек – Иван Притыкин – вспоминает, как академик Лавёров рассказывал, что в юности едва ли не за месяц (!) успешно подготовил кандидатскую диссертацию на базе какого-то научного стационара.

 

– Потому он и загорелся создать в Ротковце условия для аспирантов и более зрелых учёных, чтобы им никто не мешал работать над диссертациями. Он решил обустроить библиотеку и другие необходимые для работы здания и помещения, – говорит Иван Притыкин, которому Лавёров и доверил возглавить геобиосферный стационар «Ротковец». 


«Ротковец» был задуман учёным как опорная, постоянно действующая исследовательская база академической науки в одном из наиболее экологически чистых районов Русского Севера. Интересно, что лабораторным корпусом действующего стационара стало здание школы, в которой учился будущий академик. Здесь есть своя библиотека и музей. 


– На базе «Ротковца» прошло более 200 экспедиций: экологических, геофизических, биологических, этнографических. Замысел Николая Павловича себя оправдал: пять учёных защитили докторские диссертации и 12 – кандидатские, – констатирует Иван Притыкин.

 

     


                                                                                                                     От компаса до обсерватории  


В дни проведения Юдахинских чтений непосредственно в Ротковце, в геомагнитной обсерватории «Климовская», работали сотрудники Геофизического центра РАН (Москва). Поэтому визит директора учреждения, чл.-корр. РАН Анатолия Соловьёва на родину академика Лавёрова был отнюдь не случайным. 


Любопытнейший факт! Геомагнитные исследования в нашей стране начались с поморской земли. Точнее – с английских  экспедиций середины XVI века, когда флот Туманного Альбиона искал северный путь к Китаю и Индии. Наверняка многие знают имя Ричарда Ченслора – моряка, о котором принято говорить, как о личности, повлиявшей на установление торговых связей между Россией и Англией. Именно он и члены его команды высадились на  Двинской земле, откуда были отправлены в Москву, представлены Ивану Грозному и получили царскую грамоту на беспошлинную торговлю. 


Как пишут современные российские исследователи Олег Распопов и Вячеслав Мещеряков, капитанам английских судов тех лет «вменялось в обязанность проводить измерения магнитного склонения по пути следования». Основная цель такой работы была связана с навигацией. Сохранились письменные свидетельства об измерении магнитного склонения во время экспедиции Стивена Бэрроу (1555–1556) в Баренцевом и Белом морях. «Это были первые измерения  элемента магнитного поля Земли на русской территории», – отмечают учёные. 


Поморы, кстати, тоже знали нюансы навигации, пользовались компасом и имели представление о магнитных бурях. Всё это произвело впечатление на прибывших в Поморье англичан, рассказал учёный секретарь Геофизического центра РАН Роман Краснопёров. 


В наши дни учёные всего мира пристально следят за магнитным полем Земли. Большинство из нас не задумывается, насколько сложно устроена планета. Между тем магнитное поле делает её уникальной. Среди внутренних планет Солнечной системы выраженное интенсивное магнитное поле есть только у Земли. У Венеры и Марса его нет, а у Меркурия оно в 100 раз слабее. Если не будет магнитного поля, жизнь на Земле может исчезнуть. Основное свойство магнитного поля Земли – отклонять поток заряженных частиц, идущих от светила, – так называемый солнечный ветер. Типичные проявления солнечной активности – магнитные бури и полярные сияния. Магнитное поле защищает нашу атмосферу от воздействия солнечной радиации.


Изучать магнитное поле Земли нужно не только для фундаментального понимания невидимой глазу стихии магнитных бурь, но и для более обыденных вещей – навигации и ориентации воздушных судов и искусственных спутников и даже для поиска и добычи полезных ископаемых.


– Спутники, линии электропередачи, протяжённые трубопроводы с электрифицированной системой антикоррозийной защиты, железнодорожная автоматика являются довольно уязвимыми для сильных магнитных бурь объектами. Мы наблюдаем за этими процессами и вырабатываем рекомендации, – объясняет чл.-корр. РАН Анатолий Соловьёв.

 

     

Приборная база, имеющаяся на вооружении Геофизического центра РАН, позволяет детально изучать естественные изменения магнитного поля, вызванные как процессами в недрах планеты, так и в околоземном пространстве, подчеркивает учёный. 


На территории Ротковца, на берегу Святого озера создана магнитная обсерватория «Климовская». Она состоит из двух павильонов (вариационного и абсолютного), построенных из немагнитных материалов. В этих павильонах установлены современные высокочувствительные приборы – магнитометры разных типов.


Все данные с этих приборов приходят на специальные компьютеры технического павильона, который находится в том самом корпусе, где когда-то получал первые знания о сложном устройстве мира юный Николай Лавёров. Затем эти данные передаются на серверы Аналитического центра геомагнитных данных, расположенного в Москве в Геофизическом центре РАН. Комбинация двух видов наблюдений из абсолютного и вариационного павильона даёт точное значение параметров полного вектора поля на каждый момент времени, а это краеугольный камень наблюдений за сложным поведением магнитного поля.


По стабильности и качеству магнитных данных обсерватория «Климовская» является одной из лучших в России и мире, соответствуя самым высоким стандартам качества, принятым международным научным сообществом.


Во время экскурсии по объектам обсерватории учёные Геофизического центра РАН и Лавёровского центра обсудили перспективы развития  стационара и совместных исследований. В планах геофизиков – обустройство ещё одного дублирующего магнитного павильона.


– Благодаря Николаю Павловичу Лавёрову изучение магнитного поля в России стало развиваться более интенсивно. Например, ряд российских обсерваторий были включены в главную международную сеть магнитных наблюдений «ИНТЕРМАГНЕТ». Он призывал нас к тому, чтобы мы развивали геофизическое направление в «Ротковце». Всё началось с сейсмостанции, потом появилась «магнитка», затем – метеостанция. Таких комплексных объектов в стране можно по пальцам пересчитать. И, что особенно важно в нашей работе, – наиболее ценными являются наблюдения в высоких широтах, на Севере. В этом стационаре у нас лучшие возможности для исследований, – резюмировал Анатолий Соловьёв.