МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
eyeicon версия для слабовидящих

Деревянный храм – вершина культуры, ее знаковое наследие

20 апреля в Храме Преподобного Серафима Саровского в Раево (Москва) состоялась традиционная ежегодная научно-практическая конференция «Деревянное зодчество. Вопросы изучения и сохранения памятников». В конференции приняла участие заведующая научным центром традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН, доктор культурологии Анна Борисовна Пермиловская, представившая доклад о культовом деревянном храмостроительстве как феномене русской традиционной культуры.

 

Организаторы конференции: АНО «Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества "Традиция"» и проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». На форуме исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Вологды, Переславль-Залесского представили 25 докладов, посвященных памятникам деревянного зодчества.

 

История деревянной архитектуры – это в значительной степени история зодчества Русского Севера. Деревянный храм – вершина культуры, ее знаковое наследие. Самые лучшие культовые постройки были созданы и сохранились на Севере. Как отметила А.Б. Пермиловская, научная новизна выполненной работы помогает понять целостность и сущность русской культуры, в которой памятники народной архитектуры являются уникальными артефактами, с помощью которых осуществляются преемственность и национальная идентификация русского этноса.

 

В основе исследования – эмпирический полевой материал 36 архитектурно-этнографических экспедиций, в ходе которых было обследовано более 370 деревень, а также 27-летний опыт работы по формированию экспозиции музея «Малые Корелы». Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской и Вологодской областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа. Также были изучены скансены России и Западной Европы, памятники народной архитектуры in situ.

 

Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжении столетий. Но деревянное храмостроительство развивалось своим путем и постепенно приобрело черты яркой национальной индивидуальности. Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определенные конструктивные приемы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

 

Храм как обобщенный, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского мира. В работе обоснован алгоритм взаимодействия мифопоэтического мировоззрения и православия на архитектурное устройство и знаковость церковного зодчества северных и арктических территорий.

 

   

Фото А.Б. Пермиловской, с сайтов АНО «Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества "Традиция"» и проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера».