МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
victory
eyeicon версия для слабовидящих

Социологи ФИЦКИА УрО РАН изучили предпочтения северян при выборе рыбной продукции

Сотрудники лаборатории проблем развития территорий Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН получили свидетельство Роспатента о регистрации базы данных  «Потребительские предпочтения населения Архангельской области при выборе рыбной продукции: результаты социологических опросов 2022 и 2025 гг.». Исследование выполнено в рамках темы госзадания по комплексному управлению ресурсами развития арктических территорий. Всего было опрошено около 1000 жителей Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, Онеги, Приморского, Пинежского, Мезенского и Лешуконского муниципалитетов.

 

Специалисты зафиксировали ключевые показатели потребительских предпочтений – виды водных биоресурсов в рационе, частоту их потребления, желание и возможности потребления, а также причины, сдерживающие потребление. 

 

Несмотря на то, что Архангельскую область называют «рыбным регионом», только 9% респондентов потребляют рыбу в качестве основного продукта питания. Как оказалось, лидирующую позицию с 37% в рационе граждан занимает птица. Мясо и овощи преобладают в рационе у 25 % и 26 % опрошенных. 3 % не смогли определить приоритеты и пояснили, что их питание в целом сбалансировано, а в рационе нет ярко выраженного преобладания каких-либо продуктов.

 

Чуть более половины опрошенных имеют возможность потреблять столько рыбы, сколько захочет. У многих есть желание увеличить объем ее потребления, но только четверть респондентов смогла это себе позволить в последние два-три года.

 

Жители Поморья предпочитают рыбу в связи с давно сформированными вкусовыми предпочтениями и семейными традициями. Абсолютным лидером ожидаемо стала треска:  ее употребляют 87,5% респондентов. Также в первую тройку входят лососевые и сельдевые. Остальные виды рыб пользуются меньшей популярностью (в категорию «другое» респонденты занесли щуку и некоторые другие виды речной и озерной рыбы). 

 

Лососевые виды рыб употребляют в пищу 71% респондентов. При этом каждый десятый из опрошенных любителей лососевых готов покупать еще и осетрину, но не более 10 кг в год. Однако респонденты отметили, что осетрины практически нет в продаже, а другим важнейшим сдерживающим фактором ее появления на столе назвали высокую цену.

 

С потреблением форели наблюдается другая ситуация: 62 % опрошенных в год покупает от 3 до 10 кг форели, более 10 кг позволяют себе 13% опрошенных. 

 

На вопрос о готовности и желании потреблять экзотические виды рыбы и рыбной продукции 82 % респондентов ответили отрицательно. Только 17 % информантов дали положительный ответ, из них большинство готовы покупать тиляпию и сома, но не более 2-3 кг в год. 

 

Особое внимание в ответах северяне уделили факторам цены и умению готовить. Большинство современных жителей региона не умеют готовить экзотические виды рыб и рыбной продукции. При этом они рекомендовали владельцам предприятий общепита ввести в меню такие блюда, организовать соответствующие мастер-классы и тематические вечера.

 

                 

 

Среди причин, которые могли бы способствовать росту потребления рыбы и рыбной продукции, лидируют ответы «снижение цены» и «улучшение качества продукции». В возрастных категориях 18-25 лет и старше 55 лет основным стимулом к росту потребления может стать расширение ассортимента продукции, включая полуфабрикаты. В целом молодежь предпочитает готовую продукцию и простые в приготовлении полуфабрикаты. 

 

В ходе опроса северяне (особенно пенсионеры) подчеркнули главную проблему –  высокую стоимость рыбы, а также частое отсутствие на прилавках продукции местных производителей и обилие продукции низкого качества.

 

По прогнозу учёных, на рынке Архангельской области наибольший спрос будет иметь форель как наиболее востребованный вид товарной аквакультуры. Заметен сезонный спрос на креветку. А вот выращивать экзотические виды рыб в северном регионе в текущих экономических условиях нецелесообразно.

 

Как отмечает заведующая лабораторией проблем развития территорий Людмила Чижова, полученный в ходе исследования массив данных является информационным ресурсом для представителей бизнес-сообщества, органов государственной власти, науки и образования. 

 

– База данных может использоваться для анализа и оценки предпочтений в потреблении рыбы и морепродуктов, выявления ключевых проблем регионального рынка продукции рыбопромышленного комплекса, подготовки и принятия решений в сфере рыболовства, рыбоводства, переработки и торговли в нашем регионе, – сообщила Людмила Чижова.  

 

Фото Геннадия Дворянкина.