МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
eyeicon версия для слабовидящих

Анна Борисовна Пермиловская представила на конференции в МГУ доклад, посвящённый крестьянской росписи Русского Севера

21–22 октября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялась XVIII научно-практическая конференция общества «Энциклопедия российских деревень» «Сельская Россия: прошлое и настоящее».  ФИЦКИА УрО РАН на форуме представляла Анна Борисовна Пермиловская, доктор культурологии, заведующая научным центром традиционной культуры и музейных практик Института биогеографии и генетических ресурсов. Тема доклада: «Крестьянская роспись Русского Севера».

 

Домовая роспись – малоизученная область народной архитектуры, главное препятствие – малочисленность фактического материала, нахождение объектов исследования на больших и часто труднодоступных территориях, утрата многих расписных домов. В декоративном оформлении крестьянских построек XIX – начала XX века роспись была распространена в Архангельской, Олонецкой, Вологодской губерниях, а также в Поволжье. Росписи по дереву были развиты и среди русского населения Сибири и Алтая. Их распространение совпадает с регионами, где бытовала роспись по дереву предметов крестьянского обихода. 

 

Содержательные сюжеты домовых росписей несли благожелательный и охранительный смысл, что обеспечивало им столь долгое и разнообразное бытование. Птица, конь, лев, единорог, птица Сирин – эти образы, происхождение которых уходит в Древнюю Русь, жили в разных видах художественного ремесла, нередко становились достоянием геральдики, а в народном искусстве существовали до начала XX века. Архитектурная живопись обычно выполнялась мастерами-профессионалами как северными, так и из средней полосы России, которые работали индивидуально или в составе артелей. 

 

1.   2.   3.  4.

 

Расписные дома составляют особую группу памятников народной культуры Русского Севера. Живопись наносилась на плоскую поверхность стен дома, обшитую тесом. Это были передний фронтон избы, подшивка свесов кровли, нижняя часть мезонина и балкона, ставни наличников. 

 

Вся роспись сосредоточивалась на фронтоне главного фасада, подчеркивая и выявляя средствами декора конструктивные детали его убранства. Рисунки были выполнены в яркой гамме контрастных цветов: синий, красный, зеленый, белый, желтый. В интерьере декоративная живопись располагалась на дверях, шкафах-заборках, голбцах, опечках, припечных досках, воронцах, полатных брусьях, потолках, мебели, люльках. 

 

Истоки праздничного восприятия мира, характерные для русского народного искусства, отразившиеся в декоративном убранстве северного дома, уходят в глубины славянской культуры, в особенности исторически сложившейся национальной психологии и ментальности. «Доброму человеку что день, то праздник», - говорит русская пословица.

 

Характерной особенностью народного зодчества является то, что основные типы жилых домов, их планировка, размеры помещений, конструктивные приемы строительства, а также материал (дерево) и строительная культура в целом были чрезвычайно устойчивы. И в тоже время бесконечно разнообразными, подвижными, изменчивыми были отдельные архитектурные элементы. Домовая роспись стала завершающим этапом развития жилища и его художественно-декоративного оформления.

 

 

5.    6.   7.

 

На иллюстрациях: 


1. Выступление д. культ. А.Б. Пермиловской.

2. Дом М.С. Гусева, с. Черевково, Красноборский р. , 1886. Фото А. Пермиловской.

3. Роспись на доме Ушакова, с. Ошевенское, Каргопольский р., нач. XX в. Фото А. Пермиловской.

4. Фронтон дома В.Я. Клокотова, д. Кельчемгора, Лешуконский р., 1879. Фото А. Пермиловской.

5. Львы на доме Ушакова. Из архива А.Б. Пермиловской.

6. Роспись на фронтоне дома В.Я. Клокотова. Фото А. Пермиловской.

7. Фронтон дома В.Я. Клокотова. Рис. Н.А. Подобиной.