МЕНЮ
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова Уральского отделения Российской академии наук
eyeicon версия для слабовидящих

Состоялась экспедиция сотрудников НЦ традиционной культуры и музейных практик в село Турчасово Онежского района

С 16 по 24 июля состоялась очередная экспедиция сотрудников научного центра традиционной культуры и музейных практик ФИЦКИА УрО РАН. Научная работа проведена на территории села Турчасово (д. Посад) Онежского райна с целью комплексного исследования поселения: изучения памятников традиционной архитектуры, истории, особенностей материальной и духовной культуры в культурном ландшафте Русского Севера.

 

Работа выполнена в рамках государственного задания по научной теме «Комплексное изучение народной архитектуры как этномаркера традиционной культуры русских в процессе исторического развития на Европейском Севере и в Арктике»», № гос. рег. – 122011300471-0 (руководитель – доктор культурологии А.Б. Пермиловская).

 

1.    2.   3.


Турчасово – одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили её в Каргополь. Однако уже в 1590 году село, как и Холмогоры, подверглось нападению шведов и было разорено ими дотла. А в последующие годы Смутного времени Турчасово пострадало от набегов шаек «воров».


Турчасово расположено на левом берегу р. Онеги, на правом же выступает высокая Острожная горка – заросший травой холм, где когда-то стояла крепость древних новгородцев. Село состоит из трёх слившихся воедино деревень: Посад, Означевская, Васильев двор (Евдокимовская).

 

Главная достопримечательность села – частично сохранившийся культовый ансамбль, состоящий из кубоватой холодной церкви Спаса Преображения (1786) и колокольни (1793). Впечатляющая по своим архитектурно-конструктивным особенностям шатровая теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1795) сгорела в 1964 году. В ее архитектуре северные зодчие органично объединили известные им типы покрытий: высокий шатер над кафоликоном, кубоватые завершения приделов Михаила Архангела и Зосимы и Савватия Соловецких, массивная бочка на пятигранной алтарной апсиде. О солидном размере храма можно судить лишь по одному факту – большая, удлиненная трапезная поддерживалась целыми шестью резными столбами (традиционно хватало двух-четырёх).

 

4.       5.      6. 

 

Сохранившаяся девятиглавая преображенская церковь не менее интересна: к высокому, даже изящному четверику примыкают четыре крытых бочками прируба, образующих крест. Прируб западной стороны, по крыльцу, дополнен обширной галереей, в то время как восточный – образующий алтарную апсиду, крыт великолепной трехлопастной бочкой – прекрасным примером высокого мастерства онежских плотников.  


Говоря о гражданской архитектуре, стоит отметить яркий характер декора местного крестьянского жилища. Большинство изб облачено в изящный наряд: кроме традиционных причелин вышек-мезонинов, свесы их кровелек обработаны в форме арок, на внутренней поверхности которых иногда можно увидеть узор из нарисованных или прибитых объемных звезд, создающих впечатление звездного небосвода. Фасады порой дополняет и декоративный поясок-фриз из классических сухариков, нередко сопровождающийся резным подзором-сережками.

 

В результате проведенных работ выполнены обмеры жилых построек (три комплекса дома-двора), пополнена коллекция НЦ традиционной культуры и музейных практик. Среди новых экспонатов – резная деталь охлупня избы («конек»), прялка, городчатый лемех Преображенской церкви, а также другие предметы крестьянского быта. 

 

Село Турчасово – это поселение, где сохранились интереснейшие памятники культовой и гражданской архитектуры. Даже с утратой Благовещенского храма, архитектурный ансамбль Преображенской церкви и колокольни производит впечатление монументальности, развитой плотницкой культуры. Крестьянские комплексы дома-двора обогащают культурный ландшафт поселения, привнося в него выразительные визуальные детали: коньки охлупней, росписи вышек-мезонинов, резные детали фасадов. Однако следует отметить и оборотную сторону вопроса: старинный храм и колокольня требуют срочного ремонта и реставрационных мероприятий, а само село для дальнейшего выживания – активного развития туристической инфраструктуры. Грунтовая дорога от Архангельска до Онеги и от Онеги до Турчасово и дальше находится в неудовлетворительном состоянии, полностью размывается в дождливую погоду. В селе отсутствуют гостевые дома, которые могли бы принять хотя бы несколько гостей. Это по-своему яркое и самобытное историческое поселение, но его дальнейшее развитие зависит от государства и местных жителей. 

 

  1.      8      9 

 

Фото Алексея Усова и Алёны Герасимовой.

 

На снимках: 1) Вид с колокольни на д. Означевская (слева) и д. Посад (справа), справа за рекой – Острожный холм; 2) Культовый ансамбль: Преображенская церковь (1786), колокольня (1793); 3) Роспись подшивки вышки-мезонина; 4) Участники экспедиции; 5) Звонница на колокольне; 6) Д. Васильев двор (Евдокимовская); 7) Тябла иконостаса Преображенской церкви; 8) Дом купца Ершова (кон. XIX – нач. XX вв.); 9) Пополнение коллекции НЦ: чешуйчатый лемех Преображенской церкви (с. Кимжа), конек избы (д. Гоголево).