Важнейшие результаты фундаментальных исследований лаборатории сейсмологии
Подготовка места под сейсмическую станцию на арх. Земля Франца-Иосифа, 2015 г. |
Создана уникальная научная установка «Архангельская сейсмическая сеть».В 2013 г. Архангельская сейсмическая сеть (АСС) получила международный код – AH С 2014 г. лаборатория сейсмологии полноправный партнер международного сейсмологического центра ISC и участник глобального сейсмического мониторинга(http://www.isc.ac.uk/). Ведется непрерывный сейсмический мониторинг Евро-Арктического региона в соответствии с мировыми стандартами, составляются каталоги, результаты представляются в виде сейсмических карт. |
|
Землетрясения Баренцева-Карского шельфа и северной окраины ВЕП за 1980-2019 (а). Разноцветные линии – изопахиты мощности осадочного чехла, согласно (Pubellier Et Al., 2018); 1 – сейсмические станции в соответствии с данными Международного сейсмологического цента (Isc). б – Схема переноса возмущений от срединно-океанических хребтов |
Выявлены новые механизмы геодинамических процессов в Российской Арктике. На основе уточненного сейсмического каталога за 1980-2019 гг. с учетом данных УНУ «Архангельская сейсмическая сеть» доказано влияние арктических хребтов Мона, Книповича и Гаккеля на сейсмичность шельфа Западного сектора Российской Арктики и северную окраину Восточно-Европейской платформы (ВЕП). Возмущения, являющиеся результатом геодинамических процессов и распространяющиеся от хребтов, служат спусковым механизмом (триггером) для проявления сейсмичности окружающих территорий. Выделены интервалы времени, через которые возмущения от хребтов достигают архипелага Новая Земля и северной окраины ВЕП. Несмотря на удаленность территорий от арктических хребтов, важное значение имеет совместная деятельность хребтов, при этом их совокупный вклад в изменения полей напряжений в земной коре для расстояний 1000-1700 км составляет 45 % от фоновых значений, что является существенной нагрузкой для активизации сейсмичности шельфовых и платформенных территорий Российской Арктики. |
|
Скоростные модели Vp и Vs под сейсмическими станциями Kos6 (A) и Kemi (б), полученные путем совместной инверсии приемных функций продольных волн и поперечных волн. Скоростные модели представлены плотностью вероятности распределения скорости от зеленого цвета (менее надежные значения) до оранжевого цвета (более надежные значения). Пунктирные черные линии – экспериментальные приемные функции |
Уточнена структура субконтинентальной литосферной мантии центральной части Карельского кратона и западной части Беломорского подвижного пояса, что является одной из важнейших фундаментальных задач наук о Земле, т.к. взаимосвязано с эволюцией литосферы Земли. Полученные 1d-скоростные модели показывают, что литосфера имеет толщину >200 км как в Карельском кратоне, так и в Беломорском подвижном поясе. Мантия в обеих структурах имеет четкую контрастную границу с корой. Литосферная мантия стратифицирована и разделена на верхний, средний и нижний слои в обеих структурах. Граница между верхним и средним слоями проходит на глубине 72,5 км, где проявляются мантийные гранат содержащие перидотиты, а граница между средним и нижним слоями на 130-140 км соответствует фазовым переходам графит/алмаз. |
|
Установка датчиков системы сейсмологического мониторинга Чиркейской ГЭС, Республика Дагестан, 2015 |
Разработан комплекс сейсмической вибродиагностики технических объектов, который позволяет: - проводить мониторинг технических характеристик и диагностику текущего состояния конструкций и основного оборудования; - выявлять ослабленные зоны в теле объекта или опасные режимы работы; - дать оценку эффективности выполненных работ по устранению нарушений. Комплекс апробирован на ответственных объектах разных типов и разного назначения: гидротехнических сооружениях (плотина Song Tranh-2, Вьетнам, Чирейская ГЭС, Дагестан, Россия), объектах нефтегазового комплекса (на Тарко-Салинской газокомпрессорной установке ЯНАО, Россия, нефтяных резервуарах, площадка «Грушовая», Новороссийск), на архитектурные памятники (Архангельская обл., Вологодская обл., Россия), на высотные здания г. Москвы. |
|
Проведение сейсморазведочных работ для уточнения строения насыпи |
Разработаны основы технологии автоматизированного мониторинга железнодорожной насыпи, в которой движущиеся поезда используются в качестве источников сигнала для ее исследования. Регистрирующее оборудование – трехкомпонентные широкополосные сейсмические датчики (полоса пропускания 120 с–100 Гц), благодаря которому получены информативные параметры сейсмограмм в области сверхнизких частот (< 0.1 Гц). Получены согласующиеся с экспериментом аналитические решения задачи деформирования насыпи. Модели позволяют предсказать поведение грунтов при климатических изменениях, дать количественные оценки параметров упругости и вязкости в условиях естественного залегания грунтов (In Situ). Назначение: своевременное проведение работ по укреплению насыпи до развития опасных процессов. |
|