ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН








04.07.2022 | Организатору архангельской сельскохозяйственной науки, члену-корреспонденту РАН О.Д. Кононову – 80 лет!

 
04.07.2022 | «Проверка порядком и хаосом»: экономическая наука в условиях глобальной нестабильности

 
01.07.2022 | Лавёровский центр укрепляет связи с учёными Республики Беларусь

 


12.07.2021 | Сотрудники ФИЦКИА УрО РАН приняли участие в XIV Конгрессе антропологов и этнологов России

Сотрудники ФИЦКИА УрО РАН приняли участие в XIV Конгрессе антропологов и этнологов России

6-9 июля в онлайн-формате на платформе Zoom состоялся международный XIV Конгресс антропологов и этнологов России «Антропология и этнология в поисках ответов на национальные вызовы». Организаторы конгресса: Ассоциация антропологов и этнологов России, Национальный исследовательский Томский государственный университет, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.


В мероприятии приняли участие 2 000 исследователей из более чем 20 стран мира, включая Россию, США, Великобританию, страны Евросоюза (Франция, Германия, Испания, Австрия, Финляндия, Швеция и др.), СНГ (Казахстан, Украина, Беларусь и др.), Ближнего Востока (Турция). Заседания прошли в формате 69 секций, симпозиумов и круглых столов. Участниками конгресса обсужден широкий круг вопросов, в том числе приоритетов антропологии и этнологии, междисциплинарных связей этих дисциплин; феномена идентичности, национальной и языковой политики; антропологии религии, широкого круга проблем, связанных с исследованием миграций, цифровой антропологии, новых трендов в антропологии туризма и музейной антропологии и ряда иных ее современных направлений и др.


В секции 19 «Цивилизационная деятельность русского православия в условиях социальных вызовов» приняла участие д. культ., завед. НЦ традиционной культуры и музейных практик А.Б. Пермиловская. В докладе «Православная культовая архитектура поморов как фактор адаптивного механизма» были представлены результаты многолетней научно-исследовательской и экспедиционной деятельности по выявлению и изучению сельских исторических поселений и деревянной православной культовой архитектуры поморов.


Арктика, с ее сохранившейся историей и культурой, является мировой сокровищницей технологий и практик устойчивого развития. Поморы – это русскоязычная группа этноса, заселившая с XII в. берега Белого и Баренцева морей. Поморская культура – русский вариант морской культуры в Арктике. Формирование русского пространства связано с особенностями материальной и духовной культуры этноса, отражением коллективной ментальности, соотносясь с культурными смыслами православной картины мира, воплощенными в народной культовой архитектуре.


Специфика жизни русского человека в условиях Севера и Арктики формировала особый тип менталитета, опорой которому было православие. Старообрядчество было господствующей формой православия в Поморье. Здесь господствовала беспоповщина филипповского, федосеевского, даниловского согласия. На Нижней Двине, Летнем, Поморских берегах находились старообрядческие молельни, скиты. Поморское побережье имело множество храмов, возведенных в честь Св. Николая, не случайно поговорка справедливо гласит: «от Холмогор до Колы – тридцать три Николы». Дни чествования Николы совпадали с народно-хозяйственным и промысловым календарем. В Поморье к ним приурочивались многие артельные обычаи и праздники.


Характерным явлением морской культуры Поморья было возведение промысловых часовен. Они строились в становищах: временных поселениях, образованных в местах рыбного, зверобойного промыслов, на островах Белого и Баренцева морей. Поморская культовая архитектура послужила фактором адаптивного механизма освоения и организации жизненного и сакрального пространства. Храмы и кресты выступали навигационными знаками и маяками, которые были нанесены на лоцманские карты.



Поморы. Фото кон. XIX в.

А.А. Борисов. Становище Маточкин шар, 1896 год.


Никольская церковь (1618), Рождественская

церковь (1861), с. Пурнема, Онежский р-н.

Часовня на р. Индигирке. XIX в.



Бюст А.А. Баранова (1808 г.) в его доме-музее

г. Кадьяк (Kodiak), на о. Кадьяк, Аляска, США.

Крест в усадьбе Ф. Латкина, д. Н. Золотица

Приморский р., кон. XIX в.





























































В секции 67 «”Cевер на границах”: территории, культуры, идентичности» выступил м.н.с. НЦ традиционной культуры и музейных практик А.А. Усов с докладом «Крестьянский дом как маркер северорусской идентичности (по материалам Онежского Поморья)». В докладе представлены результаты исследований крестьянского жилища Русского Севера (по материалам архитектурно-этнографической экспедиции в с. Пурнема, Онежский р-н, Архангельская обл).


В ходе полевых работ выполнены схематические обмеры и фотофиксация памятников архитектуры, проведено этнографическое анкетирование местных жителей методом интервью. Исследование опирается на применение авторской методики д-ра культурологии А.Б. Пермиловской по архитектурно-этнографическому обследованию объектов деревянного зодчества. Установлено, что традиционный дом является результатом освоения природной среды, благодаря его адаптивным возможностям, отраженным в архитектурно-конструктивном устройстве, стало возможным выживание человека в условиях Севера и Арктики.


Поморское жилище – это развитый культурно-бытовой комплекс, связанный с природно-климатическими условиями региона и социокультурными факторами, которые включают в себя способ ведения хозяйства, обычаи и верования, семейный уклад, плотницкое мастерство населения. Крестьянский дом не обладает ярко-выраженным декором. Монументальные постройки визуально аскетичны, отражают суровый, сдержанный характер поморов. Отдельные декоративные элементы свидетельствуют о сохранении преемственности плотницких традиций северных зодчих. Совокупность предписаний по выбору материалов и места строительства, архитектурно-планировочноерешение, декоративное оформление комплекса дома-двора – направлены в первую очередь на обеспечение безопасности и комфорта в условиях высоких широт.


Таким образом, традиционное жилище Онежского Поморья представляет собой отражение природного пространства Русского Севера и Арктики, пропущенного через «призму» поморского менталитета и плотницкой культуры, является способом сосуществования человека и окружающей его природной среды – особым маркером северорусской идентичности.



р. Пурнема, Онежский р.

Дом-двор Е.А. Бровкова, кон. XIX., с. Пурнема.


План дома-двора Е.А. Бровкова.


Декоративная деталь дома-двора

Ф.Т. Бровкова, нач. XX в..


Дом-двор С.Т. Бровкова, нач. XX в.


План дома-двора С.Т. Бровкова.















































Фото из архива НЦ ТКМП.